Этапы развития детского рисунка
Хаотичные художества в виде линий к двум годам превращаются в кривые волнообразной формы, палочки и точки.
Для непосвященного это обычные каракули, как и прежде, но на самом деле, у маленького человечка в голове идет напряженная работа: идет поиск связи между движениями рук и получившимися на листе «загогулинами».
Это начало этапа большого пути. И если в распоряжение малыша отдаются бескрайние просторы обоев и безграничное количество листов ватмана, вскоре ваш художник обнаружит и еще одну интересную вещь: оказывается, лист бумаги имеет край.
К 2,5 – 3 годам экспериментальная графика превращаются уже в настоящее творчество: кроха начинает интерпретировать собственные произведения. Разве не понятно – вот собака бежит, а тут папа едет на дачу на машине.
Поощряйте в такие моменты малыша рассказать, что он нарисовал, ни при каких обстоятельствах не говорите, что, слон совсем не походит на слона. Подписывайте рисунки, потому что через год-два вы уже не вспомните, что говорил малыш.
Если вы всегда с готовностью будете слушать, как малыш описывает свои шедевры, пройдет совсем немного времени и родится еще одно важное открытие: изображенный кружок похож… на голову! А если еще вместе вы пририсуете глазки, ручки и ножки, то получится человечек.
Так поэтапно появляется «головоног», это будет важнейший этап самопознания малыша, начало его сознательного творчества. С этого момента наступает эпоха «семейного портрета». Самый замечательный «головоног», определенно, сам малыш, самым красивым станет – мама, а самым сильным – папа.
У головоногов обычно очень бдительные глаза блюдца, улыбающийся до ушей рот, только вот носа и ушей пока нет. На взгляд взрослого – явный недочет, хотя с точки зрения художника уши и нос – совсем не важные части тела, они же не нужны для процесса общения. Что уши нужны, малыш осознает намного позднее, хотя бы, чтобы слышать.
Позднее головоножка обзаведется прической, пятью пальцами на руках (в начале их может быть и два и десятка на одной руке), следом появится туловище в начале просто палочка, а следом – и знаменитый «огуречик».
Девочкам рано приходит в голову наряжать человечка в шикарные туалеты, мальчики в свою очередь вручают смелым воинам оружие мечи и пистолеты. К четырем годам ребенок уже ощущает себя магом и волшебником, по желанию которого обычный альбомный лист преображается в переливающийся цветами радуги чудесный дворец.
Явные неудачи совсем не разочаровывают, наоборот кажутся удивительными метаморфозами: хотели нарисовать бабочку, а вышла птичка… нет, совсем не птичка, а облачко… облачко превратим в цветочек… такая игра может длиться долго.
Пространство этой волшебной страны подчиняется особому закону. Ни один дошкольник по своей воле не станет рисовать перспективу, в которой предметы становятся маленькими, удаляясь «в глубину» листа, не станет закрашивать поверхность листа цветом, который, как правило, требуют педагоги детских садов и изостудий.
Пространство детского рисунка организовано по вертикали: земля всегда обозначена непрерывной линией коричневого цвета, на ней шелестит зеленая трава или лежит пышный снег, возвышаются мощные кроны деревьев, ветки которых неизменно упираются прямо в небесную высь.
Между линией земли и линией неба простирается воздушная легкость, объятая теплом солнечных лучей и охваченная разнообразной живностью всевозможными бабочками и птицами, ухмыляющимися котами, псами и людьми.
И если вам вдруг покажется, так не рисуют, то рассмотрите памятники древнего искусства: наскальные живописи пещер, древнеегипетскую роспись, греческие краснофигурные и чернофигурные вазописи, древнерусские иконы и фрески раннего средневековья, вы увидите, что ваш малыш – достойный продолжатель традиций живописной культуры, которой человечество следовало тысячелетиями.
Как и художники древности, картина для вашего малыша не столько «копия» того или иного объекта, сколько символ, замысел которого гораздо шире подчас и глубже материальной оболочки воплотившей его. Поэтому любой ребенок расположит на переднем плане в центре самое главное (объект своего страха, себя, любимую игрушку и т.д.).
Но всегда, то, что вызывает особый интерес, будет рисоваться крупнее, выделяться цветом. Так что не удивительно, если кошка, о которой беззаветно мечтает ваш малыш, будет выше дома и будет яркого красного цвета.
Насторожитесь, если в центре картины расположился страшный дракон или безобразная баба яга, а себя ребенок рисует совсем крохотным, прячущимся в углу. Скорее всего, у вашего ребенка психологические проблемы и ему непременно нужна помощь психолога. Время в этой стране так же изменяется по своим законам. Нарисуем траву зеленого цвета, сверху закрасим краской белого цвета — зима наступила.
Веселые головоноги в трусах резвятся на пляже. Вдруг начинается дождик – быстро рисуем всем зонты и резиновые сапоги, конечно головоноги же вымокнут и простудятся. Часто на одном листе бумаги соседствуют два этапа одного события: кошка, которая с аппетитом ест рыбку и она же – просит добавку.
Таня, когда она была еще совсем маленькая и лежала в колясочке и Таня — большая девочка или Таня — тетя. Изображение разворачивается во времени, трансформируется в своего рода историю.
Опять вспоминая далекое прошлое: средневековые иконы-триптихи, метопы и фризы античных храмов. Для непосвященных не менее причудливым может показаться и цветовая насыщенность детского рисунка, порой абсолютно не отвечающая нашим реалия и представлениям реальности.
Если вы спросите, почему небо красное то получите весьма туманное объяснение, к примеру «потому что мы в садике ели апельсины», а спросив, почему кот малиновый можно услышать еще более загадочное объяснение: «потому что он умный».
Важно, чтобы малыш осознавал, что вам очень нравятся его рисунки. Удачные произведения оформляйте и развешивайте на стенах. Поскольку ваша экспозиция будет постоянно обновляться, позаботьтесь заранее о сохранности стен следы скотча или булавок не будут радовать вас при просмотре работ.
Можно на стене прикрепить длинную деревянную рейку прибить на них крючки. Можно использовать магнитную доску. А можно просто протянуть леску и развешивать картины при помощи канцелярских скрепок.
Источник